Деятельность профсоюза

Аптечка первой помощи

Охрана труда

Согласно статье 214 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить наличие аптечки с необходимыми средствами первой помощи.
Она служит для оказания помощи пострадавшим при микротравмах и несчастных случаях.

С 1 сентября 2021 года вступили в силу правила комплектования аптечек в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 г. № 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам».

Кто отвечает за аптечку
Для закупки аптечек первой помощи необходимо определиться с их количеством. Закон не устанавливает требований к количеству аптечек в учреждении, поэтому работодатель сам должен определить их количество, помня о том, что аптечки должны быть доступны для всех работников.

Ответственный за аптечку должен:
  • контролировать срок годности медицинских препаратов;
  • утилизировать просроченные изделия;
  • пополнять содержимое;
  • готовить заявки на покупку новых.

Ответственного за приобретение, а также за комплектование аптечки, учет и использование медицинских изделий, учет использованных изделий, работодатель назначает приказом (распоряжением). Как правило, данные функции возлагают на работника организации, который прошел обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

Как собрать аптечку
В настоящее время в состав аптечки входит 12 наименований медицинских предметов. Проверьте свою аптечку. Согласно приказу № 1331н, аптечка должна соответствовать следующему перечню:
1.Маска одноразовая - 10 шт.
2.Перчатки - 2 шт.
3.Лейкопластырь 2 x 500 см - 1шт.
4.Рулон из марли 7 м x 14 см - 4 шт.
5.Ножницы для разрезания повязок - 1шт.
6.Жгут-1шт.
7.Бинт из марли 5 м x 10 см - 4 шт.
8.Маска для сердечно-лёгочной реанимации - 1 шт.
9.Лейкопластырь 1,9 x 7,2 см - 10 шт.
10.Салфетки из марли 16 x 14 см - 2 шт.
11.Лейкопластырь 4 x 10 см - 2 шт.
12.Спасательное покрывало 160 x 210 см - 2 шт.

Аптечка также должна включать инструкцию по оказанию первой помощи и быть упакована в носимую сумку.

Обратите внимание, что у водителей должна быть своя аптечка, согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2020 г. № 1080н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)».

Почему аптечка не содержит лекарств
Аптечка не содержит медицинских препаратов, поскольку они могут вызвать аллергические реакции. Главная цель аптечки — обеспечить первичную помощь пострадавшему до приезда скорой помощи и снизить возможные последствия травмы. Использование лекарств допускается только при наличии у учреждения соответствующей лицензии на медицинскую деятельность. Как правило, у немедицинских учреждений такой лицензии нет.

Как правильно хранить аптечку
Аптечку следует размещать на санитарных постах, где работники могут быстро получить доступ к ней. Такие места обозначаются знаками с изображением белого креста на зеленом фоне.

Как часто следует обновлять аптечку
Необходимо следить за сроками годности содержимого аптечки и периодически обновлять его. Просроченные медицинские изделия следует списывать и утилизировать, заменяя их новыми. Например, стерильные бинты хранятся 5 лет.

Ответственность за отсутствие аптечки?
Несоответствие аптечки требованиям либо её отсутствие при проверке со стороны трудинспекции влечёт штрафы для должностных лиц и юридических лиц согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В случае нарушения предусмотрено предупреждение или следующие штрафы:
  • для должностных лиц — 2-5 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — 2-5 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — 50-80 тыс. рублей.
Made on
Tilda