Деятельность профсоюза

Как сохранять мотивацию команды

Деятельность
Пропала мотивация” - такую фразу нередко можно услышать и от руководителей проектов, и от рядовых сотрудников. А бывает, что и от активистов-общественников, чья работа нечасто вознаграждается материально. Как сохранять мотивацию, поддерживать командный дух?
Человек - живое существо, его поступки и мотивы определяют химия и биология, состояние организма. Как советует врач-психотерапевт Полина Шамрай, “всегда помните о великой триаде гормонов удовольствия - об эндорфине, дофамине, окситоцине. Хотите, чтобы люди были мотивированы даже в депрессивные периоды, - создавайте обстановку, которая будет способствовать выработке этих гормонов”. Причем выработке каждого из этих гормонов способствуют определенные факторы. Так, по словам Шамрай, за “реакцию на повышение самооценки и монетизацию талантов у нас отвечает дофамин”. А вот окситоцин называют гормоном доверия, он вырабатывается, когда человек получает поощрение в виде престижных поручений либо отдыха с посылом “восстанови силы, поскольку мы поручаем тебе важную задачу”. Эндорфин же появляется в ответ на подарки и приятные, нетравмирующие неожиданности. Сработать может и хорошо организованный тимбилдинг, и просто кофе-брейк в легкой дружественной обстановке. При этом, подчеркивает специалист, важно не забывать, что люди - существа мыслящие: мотивирующий гормональный фон формируется благодаря высокой самооценке, которая совпадает с оценкой руководства и авторитетных для человека коллег. То есть главное правило эффективной неденежной мотивации, особенно для некоммерческих и общественных проектов, - раннее, еще до старта проекта, создание мотивирующей рабочей среды, в которой будет действовать команда.
НЕ ПОРЫВ, А РЕГУЛЯРНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
О том, что в основе успешных систем мотивации лежит создание и поддержание командного духа, ощущение своей значимости и одновременно защищенности, говорит и клинический психолог Юлия Кабицина. По ее мнению, важно не только показывать каждому члену команды, что он ценен, но и “транслировать” такую же значимость и ценность других участников команды. Это создает творческую рабочую атмосферу и поощряет здоровую, дружескую конкуренцию. А также дает чувство сопричастности к важному, социально значимому делу.
Нематериальные стимулы очень важны для членов профсоюза. Наиболее важные стимулы - наградные материалы: грамоты, нагрудные знаки, почетные звания. Они помогают показать статус человека и значимость его деятельности. Если проблема стимулирования мотивации возникает регулярно, то большой вопрос к руководству проекта: а как вы его планировали и тех ли людей набрали в команду? Почему не искали сразу людей с высокой внутренней мотивацией? Важна не разовая мотивирующая акция, а планомерная работа с пополнением ресурсов организма и психики. Людей надо не дополнительно мотивировать, а учить правильно отдыхать. Один из самых эффективных вариантов отдыха - переключение на другой вид деятельности. Важно, чтобы он восстанавливал силы и служил знаком оценки работы, был престижным для участника команды. Например, если вы занимаетесь программой повышения профсоюзного членства, запланируйте для вашего актива не только мозговые штурмы, но и “рабочий отдых”. Вроде дня на природе, где в первой половине предусмотрено благоустройство территории, а затем командные игры. Это и перезагрузка для людей, уставших от напряженной умственной работы, и хороший инфоповод, который можно использовать в профсоюзной рассылке. Главное - правильно подать участие в этом мероприятии как признание заслуг членов команды.
Кстати, планируя программы мотивации, стоит помнить, что уровень работоспособности людей зависит и от времени года. Так, один из самых энергозатратных и депрессивных периодов - конец января и февраль, особенно в зонах с ярко выраженным зимним периодом. Эйфория новогодних праздников уже ушла, до солнца и весны, которые сами по себе помогают выработке “гормонов радости”, далеко… В это время самым правильным будет поддержать команду проекта, по возможности - значимыми материальными стимулами. Например, выплатить 13-ю зарплату и премии выплачивать в феврале, самом тяжелом месяце года, это своего рода раннее стимулирование весны. Отложите все дополнительные выплаты коллективу на вторую половину зимы - и вы даже в традиционно депрессивный период получите позитивно настроенный коллектив.Если же нет возможности финансового поощрения, стоит запланировать на наиболее сложные периоды мотивирующие, “заряжающие” мероприятия.
А вот энергозатратные объединяющие мероприятия имеет смысл запланировать на “высокоэнергетические” сезоны - на середину весны, лето и начало осени. И в любом случае, выстраивая систему мотивации, надо помнить о главном: люди готовы хорошо и долго работать, если понимают и разделяют цели проекта.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/taktika-bega-na-dlinnuyu-distantsiyu.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©





Made on
Tilda